Значение праздника Виджая Дашами (Душера)

Значение праздника Виджая Дашами (Душера)

 

Сегодня в Индии мы празднуем Виджаю Дашами (Душеру)

 


 

Виджая Дашами, также известный как Душера, — это фестиваль с огромным историческим значением в Индии, символизирующий победу добра над злом. Этот праздник отмечает два значимых события в индийской истории: триумф Бога Рамы над демоническим царем Раваной и победу Богини Дурги над оборотнем Махишасурой. Эти истории, передаваемые из поколения в поколение, напоминают нам о вечной борьбе между добром и злом, светом и тьмой, мудростью и невежеством. Однако глубинное значение Душеры выходит далеко за рамки внешних побед — это мощная метафора для внутренних битв, с которыми каждый из нас сталкивается в своей жизни. 

 

В «Рамаяне» победа Бога Рамы над Раваной символизирует поражение эго, привязанности и невежества. Равана не был обычным злодеем; он был ученым, мастером Вед и искусным правителем. Но несмотря на свое обширное знание, именно его высокомерие, неконтролируемые  желания и жадность привели его к падению. Десять голов Раваны, часто изображаемые в искусстве и текстах, символизируют десять негативных черт, с которыми люди должны бороться и преодолеть, чтобы достичь истинного внутреннего покоя.  Каждая из этих черт отводит нас от нашей истинной природы, уводя все глубже в мир страданий и невежества. Эти десять черт включают :

 

1. Гнев (Кродха): Гнев затмевает наше суждение и ведет к необдуманным решениям. Когда гнев контролирует нас, мы теряем способность к состраданию и пониманию, что становится преградой на пути к внутреннему миру. 

 

2. Гордость (Мада): Гордость отделяет нас от других и от нашей истинной сущности. Она способствует чувству превосходства, блокируя путь к смирению и воссоединению с божественным. 

 

3. Привязанность (Моха): Желание Раваны обладать Ситой является примером привязанности в самой опасной форме. Привязанность связывает нас с материальным миром и мешает нам осознавать непостоянство всего сущего. 

 

4. Зависть (Матсарья): Зависть порождает недовольство и неудовлетворенность. Она не позволяет нам радоваться успеху и счастью других, отдаляя нас от радости и удовлетворения в собственной жизни. 

 

5. Похоть (Кама): Похоть, или неконтролируемое желание, ослепляет нас, отвлекая от высших целей. Желание Раваны завладеть Ситой, чистым и божественным существом, олицетворяет эту разрушительную силу. 

 

 6. Жадность (Лобха): Жадность, постоянная жажда большего, удерживает нас в цикле бесконечных желаний. Как бы много у нас ни было, жадность убеждает нас, что этого недостаточно. 

 

7. Ненависть (Двеша): Ненависть воздвигает стены между людьми и создает токсичную среду как внутри нас, так и вовне. Это разрушительная сила, уничтожающая способность любить и сопереживать. 

 

8. Эгоизм (Ахамкара): Эгоизм Раваны, его стремление доминировать и контролировать других, является ясным примером того, как ахамкара (эго) изолирует нас от взаимосвязи всех живых существ. 

 

9. Страх (Бхая): Страх, будь то страх неудачи, отвержения или смерти, парализует нас и мешает нам жить полной жизнью. Это один из главных врагов внутренней свободы и роста. 

 

10. Заблуждение (Авидья): Корень всех страданий, заблуждение ослепляет нас по отношению к истине нашего существования. Оно заставляет нас верить в постоянство материального мира и удерживает нас в иллюзии разобщенности. 

 

Каждая из этих черт представляет собой вызов, с которым мы сталкиваемся внутри себя. Точно так же, как победа Бога Рамы над Раваной пришла только после эпического и трудного пути, процесс преодоления этих негативных черт не является ни быстрым, ни легким. Это требует огромной преданности, терпения и самодисциплины — качеств, лежащих в основе йоги. 

 

С другой стороны, история триумфа Богини Дурги над Махишасурой олицетворяет победу божественной энергии и женской силы над хаотическими и разрушительными силами. Махишасура, способный принимать разные формы, символизирует постоянно меняющиеся вызовы, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Будь то внешние или внутренние трудности, они никогда не остаются неизменными. Один момент мы можем бороться с гневом, а в следующий момент — со страхом или завистью. Способность Дурги оставаться сильной, сосредоточенной и решительной перед лицом этих постоянно меняющихся угроз учит нас, как подходить к нашим внутренним битвам с мужеством и решимостью. 

 

 

С духовной и йогической точки зрения эти истории являются метафорами для внутренних битв, которые мы должны вести внутри себя. Внешние битвы Рамы и Дурги отражают борьбу, которую мы ведем с собственными демонами — страхом, эго, привязанностью, желанием и всеми негативными чертами, которые олицетворяют десять голов Раваны. Йога учит нас, что эти демоны живут внутри нас, и только осознав их, мы можем начать процесс их преодоления. 

 

Практика йоги предоставляет нам инструменты для противостояния этим внутренним вызовам. Через асаны (позы) мы сталкиваемся с ограничениями нашего тела, учимся расслабляться и развивать гибкость. Через пранаяму (контроль дыхания) мы осознаем колебания ума и начинаем развивать внутреннее спокойствие. А через медитацию мы учимся наблюдать за мыслями без привязанности, создавая пространство для ясности и понимания. Эта триада практик — асана, пранаяма и медитация — готовит нас к внутренней битве, помогая нам развивать самосознание, внутреннюю силу и чувство покоя. 

 

Падение Раваны служит предупреждением: даже обладая всеми знаниями мира, без смирения и самодисциплины мы можем легко стать жертвами собственных желаний и эго. Йога учит нас смотреть внутрь себя, распознавать Равану внутри нас и предпринимать осознанные шаги к самопознанию. 

 

Точно так же постоянные превращения Махишасуры символизируют текучесть наших внутренних битв. Как Махишасура менял облик, так и наши вызовы меняются и эволюционируют. Один день мы можем бороться с гневом, а на следующий день — с сомнением или неуверенностью в себе. Практика йоги напоминает нам оставаться бдительными и стойкими, используя внутреннюю энергию Дурги — терпение, мужество и решимость — чтобы противостоять и преодолевать эти постоянно меняющиеся препятствия. 

 

Виджая Дашами (Душера) в этом смысле — это не просто праздник, отмечающий исторические победы Рамы и Дурги. Это напоминание о том, что в каждом из нас есть и тьма Раваны, и свет Рамы, хаос Махишасуры и сила Дурги. Цель йоги — помочь нам осознать эту двойственность внутри себя и дать нам инструменты для того, чтобы выбрать свет вместо тьмы, мудрость вместо невежества, любовь вместо страха. 

 

Когда мы празднуем Душеру, пусть это будет призывом задуматься о битвах, которые мы ведем внутри. Позволяем ли мы нашему эго диктовать наши действия, как это делал Равана? Или мы воплощаем мужество Рамы, божественную энергию Дурги, когда сталкиваемся с нашими трудностями с изяществом и решимостью? Йога — это наше оружие в этой битве, предлагающее нам путь к самопознанию и окончательной победе души. Точно так же, как Рама и Дурга вышли победителями в своих битвах, мы тоже способны на триумф — не над другими, а над ограничениями внутри себя. 

Ранджот Сингх Сетхи
Автор - Ранджот Сингх Сетхи

Живет и преподает в России уже 10 лет. Регулярно проводит Семинары и Курсы для преподавателей…

Наш Instagram

Нажмите на фото для перехода к посту