Четыре состояния ума с точки зрения йоги

Четыре состояния ума с точки зрения йоги

 

Слово "ум" обычно используется в западной психологии для обозначения работы психики, включая память, понимание, желание и чувство, но в психологии йоги существует значительно более глубокий и подробный анализ.

 

Точно так же, как у нас есть пять способностей восприятия: слух, зрение, обоняние, вкус и осязание, чтобы воспринимать внешнее грубое проявление мира, у нас есть более тонкие функции, работающие изнутри.

 

Согласно философии йоги, существует четыре состояния ума - манас, буддхи, ахамкара и читта - вместе они называются антахкарана (антах означает внутренний; карана означает инструмент), расположенный в тонком теле.

 

Физическое тело действует под руководством антахкараны, устанавливая контакт с физическими чувствами, чтобы взаимодействовать с физическим миром объектов.

 

Взаимодействие читты с манасом, буддхи и ахамкарой в совокупности образует антахкарану. Эти четыре слоя ума - манас, буддхи, ахамкара и читта - взаимодействуют с органами, связанными с чувственным восприятием (джнаниндрии), и органами, связанными с действием (кармаиндрии), и создают в нас чувства, эмоции и переживания физического мира.

 

Антахкарана - ее четыре слоя:

 

Манас - часть разума, которая взаимодействует с внешним миром и получает информацию через органы чувств из внешнего мира. Это мыслящий и говорящий голос внутри головы.

 

Буддхи - это способность, которая содержит интуитивную мудрость. Буддхи - это сила разума. Это способность понимать и решать, что правильно, а что неправильно.

 

Ахамкара - это чувство "Я" или самоидентификации, ассоциация себя с отдельной и индивидуальной личностью. Ахам означает "Я", а Акара означает форму. Я - исполнитель.

 

Читта - это совокупность поля ума, которая включает в себя три когнитивные функции Манаса, Буддхи и Ахамкары. Читта - это хранилище всех выражений, переживаний и накопленного опыта. Оно обладает способностью запоминать, сохранять и восстанавливать.

 

 

Чтобы понять функции антахкараны можно представить объект на некотором расстоянии под большим деревом. Вы не можете ясно видеть объект, потому что он находится в темной тени дерева. Ваша антахкарана понимает объект, но не может определить, что это за объект на самом деле. "Что это? Это человек, сидящий под деревом, медведь или камень?" Ум колеблется между различными мнениями или действиями. Эта функция мышления называется манас (мыслящий ум). Затем ум продолжает поиск внутри и вытаскивает какое-то прошлое впечатление, которое связано или похоже на искомый объект. С помощью этого воспоминания вы идентифицируете объект как медведя. Эта способность рассуждать (истинно или ложно) для определения истинного объекта - буддхи, что означает интеллект. Функция извлечения вспоминания из памяти - это читта. Прохождение этих состояний приводит к распознаванию объекта, и вы определяете: "Я понимаю, что это медведь (сидит под деревом). Создается фактор разделения, и вы осознаете, что являетесь личностью, отличной от всего остального. Это называется ахамкарой, или эго.

 

Эти четыре функции: манас, буддхи, читта и ахамкара представляют четыре различных состояния ума (антахкарана) и помогают нам понять и испытать жизнь в форме индивидуального "я", отделенного от космического "я".

 

Дисбаланс в четырех состояниях ума является основной причиной наших беспокойных умов. Йога предлагает более здоровый способ регулировать эти слои ума, рекомендуя практикующим понимать и наблюдать четыре слоя ума с помощью йогических практик, таких как дыхание и медитация, чтобы избежать неправильных впечатлений, занимающих доминирующее место в сознании.

 

Ранджот Сингх Сетхи
Автор - Ранджот Сингх Сетхи

Живет и преподает в России уже 10 лет. Регулярно проводит Семинары и Курсы для преподавателей…

Наш Instagram

Нажмите на фото для перехода к посту